Научно-методическое обеспечение
дополнительного образования детей и молодежи
Создание образовательной программы
в контексте применения требований и положений
Кодекса об образовании Республики Беларусь
- Положения Кодекса, относящиеся к пространству образовательной программы
1. В статье 1 Кодекса закреплена сложившаяся на практике система воспитания. Определены: понятие воспитания, цель воспитания, задачи воспитания, основные составляющие воспитания, основные требования к организации воспитательной работы.
2. Статьей 95 Кодекса определен перечень программно-планирующей документации воспитания. При организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи следует руководствоваться программно-планирующей документацией:
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
- комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи (областного, районного, городского уровней);
- образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи;
- программа воспитания и защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (ст. 231);
- образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) (ст. 231);
- программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (ст. 231).
3. Глава 46 Кодекса посвящена системе дополнительного образования детей и молодежи. Согласно статье 228 «Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию»
.4. В статье 229 определены профили образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, очные и заочные формы обучения.
5. В статье 233 определены:
- два уровня освоения образовательных областей, тем учебных предметов, учебных дисциплин: базовый (обязательный при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования) и повышенный (включает в себя базовый уровень изучения образовательной области, темы, учебного предмета с углублением их содержания);
- образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединении по интересам (кружок, клуб, студия, мастерская, лаборатория) или индивидуально. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными, создаваться с переменным составом;
- определены границы наполняемости объединения по интересам первого года обучения - от 12 до 15 учащихся, второго и последующих годов обучения – не менее 8 учащихся. При обучении лиц в возрасте от двух до шести лет – от 8 до 10 учащихся;
- учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи может предусматривать деление объединения по интересам, группы на подгруппы.
6. В статье 237 указано, что при освоении образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи с повышенным уровнем изучения образовательной области учащиеся проходят текущую и итоговую аттестацию. Формы, порядок оценки результатов учебной деятельности и проведения аттестации определяются Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
7. Статьей 239 определен перечень учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи:
- типовые программы дополнительного образования детей и молодежи (утверждается Министерством образования Республики Беларусь);
- программы объединений по интересам. Определяют цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Программа объединений по интересам с базовым уровнем утверждается руководителем учреждения образования;
- экспериментальные программы. Апробируются в учреждении образования, реализующем образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность. Экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь;
- индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи. Определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия.
- Вышеперечисленными позициями в значительной степени актуализируются качественные характеристики образовательной программы:
- актуальность (ориентация на потребность сегодняшнего дня жизнедеятельности системы дополнительного образования детей и молодежи);
- прогностичность (отражение в целях и задачах не только сегодняшнего дня, но и будущего);
- рациональность (выбор таких целей и способов их достижения, которые на основе имеющихся ресурсов позволяет получить максимально полезный, качественный результат);
- целостность программы (обеспечение согласованности, последовательности действий при ее реализации);
- контролируемость, возможность оценки (определение результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки, оценки);
- корректируемость (способность быстро реагировать на изменения, меняя детали, частные аспекты, варьируя методики), т.е. программа должна быть гибкой и допускать внесение изменений;
- полнота программы (логически выверенная структура, грамотно прописанный понятийный аппарат);
- наличие диагностических, методических разработок к программе.
Специфическими характеристиками программы объединения по интересам художественно-эстетической направленности являются: креативный характер, учет возможностей самовыражения, творческой самореализации, сочетания коллективной и индивидуальной форм, представленность практических результатов успешного освоения обучаемыми образовательной программы, приоритет воспитательных задач, ориентация на воспитание у ребенка художественного вкуса, ценностных ориентаций, устойчивого интереса к искусству, навыков и нравственных принципов работы в творческом коллективе, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.
- Оформление и содержание структурных элементов программы:
На титульном листе программы рекомендуется указывать: наименование учреждения; где, когда и как утверждена программа; название программы; возраст детей, на который рассчитана программа; срок реализации программы; Ф.И.О., должность разработчика программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы
ОБРАЗЕЦ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Отдел изобразительного, декоративно-прикладного творчества и выставочной работы
УТВЕРЖДАЮ приказ директора НЦХТДМ от «____» _________2011 г. протокол № ____________ ___________ Н.В.Васильченко
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (наименование кружка, студии)
Автор-составитель: ФИО полностью, должность.
Возраст учащихся_________ лет. Срок реализации программы ______ год (лет)
РЕКОМЕНДОВАНО для апробации на заседании научно- методического совета от «_____» ____________________ 2011 г. протокол № _________________
Минск 2011 |
Пояснительная записка содержит: обоснование актуальности программы с точки зрения современного развития дополнительного художественного образования детей и молодежи, теоретические основы предполагаемой программы, в том числе аргументированное раскрытие ведущей идеи, принципы реализации программы, обоснование специфики отбора содержания, характеристику образовательного процесса. Важным компонентом содержания пояснительной записки программы является отражение ее новизны как соотношения: анализа программ, реализующихся в данном направлении; вопросов преемственности («до» и «после» действия программы) в развитии ребенка; отличий индивидуальной траектории художественно-педагогической деятельности ее разработчика.
В тексте пояснительной записки необходимо отразить следующие позиции. Адресат – возрастная группа детей. Состав группы. Количество обучающихся в группе и ее особенности. Формированию каких ценностных ориентаций, отношений и качеств личности может способствовать обучение по данной программе. Продолжительность реализации программы. Формы и режим занятий. Построение образовательного процесса (этапы, разделы программы). Направленность обучения на разрешение проблем эмоционального, нравственного, физического, интеллектуального и социального развития ребенка. Возможности для организации творческой, проективно-исследовательской деятельности; для индивидуальных, коллективных, групповых занятий. Способствует ли программа профессиональной ориентации.
Логика изложения образовательной программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах и методах их решения (цель образовательной программы – это ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат). Общая целевая ориентация программы должна учитывать двуединство – воспитание и развитие ребенка, его творческого потенциала на основе (с помощью приобретения определенных знаний, умений, навыков). Задачи это ступеньки лестницы, ведущей к достижению целей программы, те конкретные результаты реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению.
Необходимыми требованиями к формулировке цели и задач являются: конкретность, достижимость, измеримость, понятность, ограниченность во времени. При формулировании цели программы необходимо исходить из приоритета воспитания развивающейся личности, контекста целевых установок системы дополнительного образования детей и молодежи, потенциала дополнительного художественного образования; из согласования цели программы с социальным заказом на услуги дополнительного образования. Если программа долгосрочная или разноуровневая, задачи должны отражать усложнение знаний, умений и навыков.
Прописываются условия обеспечения реализации программы: какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования, необходимы для образовательного процесса, взаимодействие с другими учреждениями. Указывается также, соблюдение каких санитарно-гигиенических норм, необходимо. Приводится перечень необходимого оборудования, учебных пособий, технических средств, способствующих качественной реализации программы.
Заключительный раздел пояснительной записки может включать основные показатели эффективности реализации образовательной программы (критерии успешности обучения) и формы подведения итогов реализации программы (выставки, конкурсы).
Учебно-тематический план содержит перечень разделов, тем; общее количество часов по каждой теме, с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. Обязательным является наличие вводного и итогового занятий.
Целесообразно учитывать часы на экскурсионно-просветительскую работу.
Между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
|
Вводное занятие |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
Содержание программы. В этом разделе программы, занимающем значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Важное требование: стиль написания раздела должен быть лаконичным, предложения краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи. Желательно излагать в логике организации образовательного процесса. Задача педагога – так описать содержание разделов и тем, чтобы из программы было ясно, какие знания, умения и навыки будут освоены детьми в процессе теоретического или практического занятия.
Прогноз результативности. В программе дается конкретная характеристика знаний, умений и навыков обучающихся по завершении учебного года, личностных и коллективных изменений.
Необходимо наличие логической связи между результатами и поставленными в программе задачами. Выполнение каждой сформулированной задачи должно быть отражено среди ожидаемых результатов.
Если программа является разноуровневой или долгосрочной, по каждому уровню и году должно прослеживаться усложнение уже имеющихся знаний, умений и навыков.
Методическое обеспечение программы. Раздел программы показывает как, каким образом, с помощью чего реализуется образовательный процесс. Методика – это система приемов и способов реализации образовательного процесса, направленная на достижение проектируемого результата.
Данный раздел логически продолжает предыдущие. Обязательные компоненты, включаемые в раздел:
- описание форм занятий;
- описание форм подведения итогов;
- описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса (способов передачи содержания образования и способов организации детской деятельности), дидактических материалов, технического оснащения занятий;
- представление системы отслеживания и фиксации результатов работы учащихся;
- описание методов диагностики освоения программы и личностного развития учащихся.
Списки литературы для педагогов и учащихся составляются раздельно, целесообразно разграничить основную, дополнительную (для самостоятельного изучения) и справочную литературу. Возможно составление списка литературы по темам. Необходимо соблюдать библиографические правила оформления списка литературы.
Правила оформления литературных источников
Примеры описания самостоятельных изданий
1.Один, два или три автора:
Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет / Т.В. Галанова. – Ярославль, 1998. – 120 с.
Чикатуева, Л.А. Маркетинг: учеб. пособие / Л.А.Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. В.П. Федько. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 413 с.
2.Четыре и более авторов:
Настольная книга издателя / Е.В. Малышкин [и др.]. – М.: Издательство «АСТ», 2004. – 259 с.
Примеры оформления составных частей изданий
- Глава из книги:
Николаевский, В.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты в 1970 – 1980 годах / В.В. Николаевский // Система социальной защиты: теория, методика, практика / В.В. Николаевский. – Минск, 2004. – Гл. 3. – С.119 – 142.
2. Статья из журнала:
Василевская, Е.В. Некоторые рекомендации по написанию презентационного материала о муниципальном методическом учреждении / Е.В. Василевская // Методист. – 2006. – № 5. – С.34 –36.
3. Статья из газеты:
Дубовик, В. Молодые леса зелены / В. Дубовик // Рэспубліка. – 2005. – 19 крас. – С.8.
(Материалы к заседанию республиканского методического объединения педагогических работников ИЗО, ДПТ и выставочной работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи, 5-6 октября 2011 года.)
Отдел ИЗО, ДПТ и выставочной работы НЦХТДМ
Рекомендации по ведению журнала планирования и учета работы объединения по интересам(кружка)
Журнал планирования и учета работы кружка (объединения) УДОДиМ является необходимым документом, отражающим содержание работы с учащимися. Одновременно это и финансовый документ, его обязан вести каждый педагог дополнительного образования. Согласно номенклатуре дел срок его хранения – 3 года.
Все записи в журнале должны вестись четко, аккуратно и регулярно.
Журнал ведется чернилами одного цвета. Не допускаются исправления, пометки. В зависимости от того, на каком языке ведется обучение в кружке, журнал может вестись на русском или белорусском языках. Страницы журнала нумеруются.
Порядок заполнения журнала
1. На обложке журнала записывается название кружка (объединения), УДОДиМ; на титульном листе – название кружка (объединения), УДОДиМ, фамилия, имя, отчество педагога (полностью), фамилия, имя (полностью) старосты группы.
2. Указываются номера страниц в соответствии с содержанием.
3. На последующих страницах журнала записывается план работы кружка (объединения) на учебный год, который состоит из следующих разделов:
Раздел I. Цели и задачи
С учетом направления деятельности кружка (объединения), возрастных особенностей детей определяются цели и задачи кружка (объединения). При планировании следует выделить предметно-практические задачи (какие знания, умения, навыки хотим сформировать), воспитательные (какие качества личности хотим развивать), методические (что и как хотим обеспечить, разработать) и др.
Раздел II. Организационная работа
В данном разделе излагаются организационные условия эффективности образовательного процесса: мероприятия по комплектованию кружка, планированию его деятельности, подготовке кабинета и оборудования к новому учебному году, разработка и сбор методических материалов по направлениям деятельности кружка, проведение организационных собраний с учащимися и родителями, выбор органов самоуправления и др.
Раздел III. Учебно-тематический план
В учебно-тематическом плане необходимо указать темы занятий и количество часов, отведенных на их изучение с разбивкой на теоретические и практические занятия. В учебно-тематический план не включаются часы, предназначенные на изучение тем образовательной программы, учебные экскурсии, вводные и итоговые занятия.
Раздел IV. Воспитательная работа
В данном разделе раскрывается содержание воспитательной деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса в объединении по интересам. Это традиционные дела кружка (объединения), мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления и сплочение коллектива, профориентацию учащихся, участие в выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах, экскурсии и др. В данном разделе плана необходимо отразить все направления воспитательной работы с учащимися: идейное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, интеллектуальное, формирование здорового образа жизни, эстетическое.
Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью, родителями.
В данном разделе плана определяется связь кружка с научными, профильными учреждениями, предприятиями, общественными организациями; конкретизируются формы и цели сотрудничества с указанием сроков проведения мероприятий. Предусматривается работа с родителями (индивидуальная работа, проведение родительских собраний, совместные мероприятия с родителями), выступления, выставки.
Методическая работа
В разделе раскрывается деятельность педагога по совершенствованию профессиональной квалификации (самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, в работе методических объединений педагогов дополнительного образования), содержание методической работы (разработка программных и методических материалов, организация и проведение открытых занятий объединения по интересам, мастер-классов, творческих мастерских и т.д. с указанием конкретных тем и сроков проведения мероприятий).
4. Календарный план работы кружка (объединения) составляется в соответствии с учебно-тематическим планом и разделяется на кварталы. План отражает подробное изучение тем в течение учебного года, указывается необходимое количество часов и дата проведения. Годовой план работы кружка подписывает педагог, визирует заведующий отделом и заместитель директора по учебно-воспитательной работе УДОДиМ. План работы кружка утверждается директором.
5. Раздел журнала «Сведения о членах кружка (объединения)» содержит все необходимые сведения об учащихся. На протяжении года сведения об учащихся обновляются. Запрещается вычеркивать выбывших учащихся, напротив фамилии учащихся делается запись «выбыл».
6. В разделе «Учет посещения занятий» педагог делает систематические записи о факте проведения занятий. Отсутствующих на занятиях учащихся отмечает буквой «н». Фамилия и имя учащихся записываются полностью. Часы и даты занятий должны соответствовать утвержденному расписанию занятий. Даты, поставленные на левой половине журнала, должны полностью соответствовать датам занятий групп на правой половине листа и расписанию.
Занятия в группах второго и последующих годов обучения начинаются с 1-го сентября согласно расписанию.
Журнал первого года обучения также ведется с 1-го сентября, где в разделе «Содержание занятий» указываются собеседование с учащимися и их родителями, организационные собрания, предварительное тестирование, комплектование группы и т.д. На период комплектования отводится 10 дней.
На правой странице разворота фиксируется содержание занятий, дата и количество часов, отработанных педагогом в соответствии с расписанием и календарным учебно-тематическим планом, с учетом практических и теоретических занятий.
Дата |
Змест заняткаў, назва тэмы, пералік пытанняў і выкананных практычных работ |
Працягласць заняткаў (колькасць гадзін) |
Подпіс педагога дадатковай адукацыі |
1.10 |
Тэматычная кампазіцыя «Мае любімыя святы». Выкананне работ у матэрыяле |
1 г |
(подпіс) |
Нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий. В графе «Часы» педагог указывает количество часов, отработанных на данном занятии, в соответствии с расписанием (например, 2 часа). Исправлений в датах занятий и часах не допускается.
В случаях отпуска, командировки, больничного листа педагога пропущенные даты занятий на левой половине листа не указываются, на правой половине делается запись. Например, с 15 по 30 октября больничный лист; с 20 марта по 10 апреля – командировка, приказ №45 от 05.03.2011.
В период школьных каникул педагоги могут работать в соответствии с утвержденным планом работы на каникулы и осуществлять педагогическую, методическую или организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, о чем делается соответствующая запись в журнале.
7. В разделе «Занятия по технике безопасности» заполняется список учащихся, отмечаются даты проведения инструктажа, записывается содержание и продолжительность занятия, ставится роспись педагога. Инструктаж проводится по мере необходимости. Количество занятий зависит от специфики и требований образовательной программы.
8. В заключительном разделе журнала «Замечания администрации по ведению журнала» могут быть отмечены следующие аспекты:
- своевременность и правильность внесения записей в журнал;
- выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);
- разнообразие форм проведения занятий;
- подготовка и проведение итоговых занятий;
- посещаемость занятий.
Журнал хранится в служебном помещении.
После окончания учебного года журнал сдается администрации УДОДиМ.